Памятка водителю такси — аренда автомобиля и документация
Аренда автомобиля такси и первичная документация при устройстве на работу — наглядная памятка водителю такси для того, что бы в последствии не попасть «под молотки» из-за собственного разгильдяйства и недальновидности. Материал, который поможет новичкам на первых шагах и при устройстве в компанию по сдаче жёлтых автомобилей с «лицензией такси»
Вот и подошёл тот самый момент, который возможно удивит многих простых водителей и таксистов. Простой пример, который заставит многих задуматься:
Вы приходите устраиваться на работу в такси на условиях аренды автомобиля и через какое-то количество времени, при условии, что вам что-то не понравилось, вы решаете уйти из компании НО (!), ваш бывший работодатель «выкатывает» Вам счёт за то, что автомобиль имеет внешние повреждения, которые были уже на автомобиле до вас. Что делать в таком случае?
Работа по договору аренды транспортного средства без экипажа
При устройстве в компанию такси на условиях аренды транспортного средства все обоюдные договорённости ОБЯЗАНЫ быть подтверждены письменно и быть НА РУКАХ у обеих сторон не менее чем в одном экземпляре для каждого участника договора т.е:
- Договор аренды транспортного средства без экипажа в ДВУХ (минимум) экземплярах (для каждой стороны по 1 экземпляру) — пункт Гражданского Кодекса РФ ст.№
- Договор на предоставление информационных услуг по приёму / передаче информации о заказах в ДВУХ (минимум) экземплярах (для каждой стороны по 1 экземпляру)
- Акт приёма / передачи ТС составленного для каждой стороны отдельно с печатью и подписями сторон в котором указываются все видимые повреждения ТС по корпусу, марка и модель / размер резины с обязательным процентом износа таковой, видимые загрязнения и дефекты салона автомобиля и прочие видимые дефекты — этот акт поможет снять претензии арендодателя (компании такси) в случае если вы желаете расторгнуть отношения с арендодателем и самый лучший вариант — это фотографии приложенные к акту приёма / передачи ТС
Для чего нужна эта куча бумажек? Вся эта бумажная бухгалтерия нужна для того, что бы ваш работодатель, при условии возникновения споров по вашим взаимоотношениям мог с вас получить максимум прибыли НО (!) — вы также можете ущучить недобросовестного и предприимчивого работодателя если у вас НА РУКАХ есть весь этот пакет документов.
К великому сожалению, подавляющее большинство компаний такси по сдаче в аренду или субаренду жёлтых автомобилей такси любят наживаться на сотрудниках путём необоснованых штрафов за всё и вся. Так вот — если эти штрафные санкции НЕ ПРОПИСАНЫ в договоре аренды транспортного средства без экипажа или в договоре на предоставление информационных услуг, то данные штрафы можно смело причислить к наживе или по просту их не оплачивать, а дальнейшие возникшие споры смело оспаривать в суде ПРИ НАЛИЧИИ НА РУКАХ ЭТИХ ДОГОВОРОВ!
Как правило и в случае если у водителя такси есть все эти договора, в которых обязательным и подробным образом ОБЯЗАНЫ БЫТЬ прописаны обязанности сторон, график платежей по аренде, сроки оплаты, штрафные санкции за просрочку выплат и процент от суммы платежа как основы для выставления штрафа, после обращения в суд или при озвучивании желания оного обращения, подобные претензии иссякают и Вы, как ответственный и законопослушный человек избавите себя от ненужных и вымышленных оплат в сторону своего бывшего работодателя — А ЭТО ВАЖНО т.к., ЭТО ВАШИ ДЕНЬГИ!
Работа на арендной машине такси
Первый шаг, который явно не устроит многих сотрудников компаний по сдаче в аренду машин такси, мы прошли и вы всё же получили на руки три самых первых и необходимых документа и вышли на линию.
Но перед тем, как выехать работать по заказам, для абсолютного большинства таксистов, такие вещи как «Путевой лист», «БСО», «Кассовый чек» являются чем-то лишним и обременительным. А между тем и в особенности если у вас оформлено ИП с кодом статистики 60.22 (Деятельность такси), вы можете получить налоговый вычет если предоставите в налоговую сведения о оплате аренды автомобиля такси и расходов по оплате топлива.
Т.е., для того, что бы снизить финансовую нагрузку по оплате налогов, Вы можете потребовать у своего арендодателя платёжные документы по оплате аренды.
Чем это грозит компании такси?, — правильно — Для компании такси это грозит тем, что она не сможет утаить выпуск автомобиля на линию и получение прибыли путём сдачи в аренду своего имущества или ещё проще — данные по оплате аренды автомобиля такси обязаны будут быть переданы в налоговую инспекцию ОБОЮДНО и налоги с данного получения прибыли будут оплачены!
Что в этом случае выигрывает ИП-шник? Он выигрывает налоговый вычет и суммы за аренду пойдут частично в минус к налогам — т.е., вы оплатите меньше!
Какие документы будут подтверждать факт оплаты аренды машины такси
В случае аренды автомобиля такси, при его оплате, возможно использование ПКО — «Приходный кассовый ордер» или квитанции к ПКО, либо кассового чека (не путать с товарным чеком). Это документ, который подтверждает внесение наличных или списания безналичных финансовых средств с персонального счёта в системе распределения / получения информации о заказах в зачёт стоимости аренды автомобиля такси.
Приходный кассовый ордер выписывается в одном экземпляре работником бухгалтерии, подписывается главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным.
Квитанция к приходному кассовому ордеру подписывается главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным, и кассиром, заверяется печатью (штампом) кассира и регистрируется в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов (форма N КО-3) и выдается на руки сдавшему деньги, а приходный кассовый ордер остается в кассе.
При отсутствии данного платёжного документа и / или его не выдаче при оплате аренды автомобиля такси, в последствии и при условии нечистоплотности арендодателя (компании такси), к вам могут быть применены штрафные санкции (липовые) и при подаче искового заявления в суд ВЫ ОПЛАТИТЕ НЕСУЩЕСТВУЮЩИЕ ШТРАФЫ из-за собственного разгильдяйства и нежелания отстаивать собственные права!
Путевой лист или как списать некоторую часть налогов для ИП-такси
Вроде бы Путевой лист или по-нашему «Путёвка» — документ, который изжил себя полностью и является пережитком прошлого НО (!) — благодаря путевому листу, а точнее его наличию, водитель такси не только сможет избежать массы проблем, но и сократить для себя самого налоговую нагрузку.
Честно говоря я и сам относился всегда к этой вроде бы бесполезной бумажке с некоторой долей отвращения, но закон есть закон и его исполнение ведёт, как оказалось, к весьма приятным дополнениям.
Приведу цитату:
- Для того чтобы арендатор смог учесть расходы на ГСМ в бухгалтерском и налоговом учете, ему необходимо иметь два вида документов:
— документы, подтверждающие производственную направленность расходов;
— документы, подтверждающие оплату ГСМ. - Производственная направленность расходов. Есть несколько способов подтвердить, что водитель выполнял производственное задание арендатора, а не использовал автомобиль в личных целях. Например, составлять путевые листы (форма N 3) — (утв. Пост. Госкомстата России от 28.11.1997 N 78). Он должен содержать обязательные реквизиты, утвержденные Минтрансом России — (приказ Минтранса России от 18.09.2008 N 152 (далее — Приказ N 152)). В этом случае путевой лист может являться одним из документов, подтверждающих производственный характер расходов на приобретение горюче-смазочных материалов*(28).
На практике во многих случаях организации указывают в путевых листах маршрут «по городу». Ведь за день либо за иной период времени, на который составляется путевой лист, водитель может заехать во множество мест.
Инспекторы с этим не согласны и считают, что маршрут должен указываться максимально подробно, то есть содержать адрес и наименование организации места следования.
Таким образом, во избежание споров в форму путевого листа нужно добавить сведения о маршруте следования автомобиля и заполнять его максимально подробно.
При подтверждении расходов иными документами возможно использование систем навигации. В своих разъяснениях Минфин России разрешил составлять такие документы на основании данных системы спутниковой навигации ГЛОНАСС или иных систем, позволяющих достоверно определить пройденный автомобилем путь — письмо Минфина России от 16.06.2011 N 03-03-06/1/354
Документы об оплате ГСМ
Затраты на приобретение ГСМ подтверждают кассовые чеки АЗС. В случае если арендатор заключил договор с топливной компанией и водитель получает талоны на топливо, то документами, подтверждающими затраты, будут указанный договор и отчет топливной компании об использовании талонов. Аналогичная ситуация возникает, когда водитель вместо талонов получает топливную карту. Кроме распечатки, арендатор получит от топливной компании счет-фактуру. Этот документ необходим для того, чтобы принять к вычету НДС, включенный в цену ГСМ.
Также, «Путёвка» помогает избежать и проблем с сотрудниками ДПС:
- Она подтверждает право управления данным автомобилем на условиях аренды
- Водитель, имеющий на руках «Путёвку», обязан пройти все предрейсовые процедуры (медосмотр — проводится в специализированном и имеющим на эту деятельность медицинском кабинете (поликлиники не имеют права на данный вид деятельности) и предрейсовый техосмотр (проводится механиком по выпуску транспортных средств на линию — лицо, которое прошло специализированное обучение и имеющего в наличии удостоверение соответствующего образца)
- Путевой лист обязан храниться 5 лет по законодательству РФ
- Обязательно прохождение медосмотра после смены (без наличия штампа о прохождении послерейсового медосмотра путевой лист считается не закрытым, что может повлечь определённые штрафы со стороны проверяющих органов)
- Путевой лист может значительно уменьшить оплату налогов для ИП-таксиста
И так, друзья мои и посетители AmpleBlog, хочу подвести некоторый итог по тому материалу, что выложил сегодня
- Если Вы не хотите излишних проблем связанных с компанией такси куда вы пришли якобы работать, а проще — арендовать жёлтую машину с разрешением на деятельность такси, то перед тем, как начать аренду — получите обязательно на руки несколько личных договоров в которых чётко и максимально прозрачно прописаны все условия аренды машины, сроки внесения платежей по аренде, суммы по-суточной аренды или аренды по-месячно, штрафы и неустойки за просрочку платежей, ответственность за умышленное и неумышленное повреждение транспортного средства и размер компенсации за причинение ущерба. В этом вам помогут такие договора как: «Договор аренды транспортного средства», «Договор на предоставление информационных услуг» и «Акт приёма / передачи транспортного средства с ОБЯЗАТЕЛЬНЫМИ фотографиями всех повреждений и загрязнений салона автомобиля такси — т.е., ОБЯЗАТЕЛЬНО автомобиль должен быть идеально чистым и приниматься при ярком освещении!
- При внесении наличности в кассу или снятии денег с личного счёта во внутренней системе распределения заказов такси с формулировкой «Стоимость аренды» ТРЕБУЙТЕ выдачу ПКО (Квитанции) либо кассового чека! Этим Вы подтверждаете для самого себя и для возможного предоставления доказательств в суде, что был факт оплаты аренды за конкретную дату и оплата внесена в кассу предприятия! А для особенно ретивых руководителей предприятий по сдаче в аренду жёлтых автомобилей такси хочу напомнить вам норму законодательства в части невыдачи кассового чека или ПКО — Неприменение ККМ в случаях, установленных законом, либо применение ККМ с нарушениями (п. 2 ст. 14.5 КоАП РФ) — штраф для юрлиц 30 000-40 000 или Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в (п. 1 ст. 15.1 КоАП РФ):- осуществлении расчётов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров;- неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности;
— несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств;
— накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов — штраф для юрлиц 40 000-50 000 рублей - Обязательно оформляйте путевой лист дабы не увеличить для себя самого и компании, в которой вы работаете, стоимость владения ТС и штрафов в отношении себя самого. Этот документ позволяет не только снизить налоговую нагрузку для ИП-ников, но и позволяет дисциплинировать себя в отношении контроля за собственным самочувствием